« Web дизайн: между типографской и интерфейсом | Home | От логоса к лого и обратно »

February 14, 2006

Блоги: друзья и мемы

Wiki пишет: блог или веблог периодически возобновляемый журнал. Запись в блоге или «пост» обычно содержит ссылки на другие ресурсы сети. Термин "weblog" пущен в оборот Jorn Barger on 17 December 1997. А если уж быть дотошным, то собственно слово "blog," закреплено за Петером Мерхольцом (Peter Merholz). Это он разбил слово weblog на we blog в своем блоге в апреле или мае1999.
Динамика роста количества блогов зависит, по-видимому, не столько от пропускной способности каналов, сколько от программ, с помощь которых можно вести сетевой дневник. Если к концу 90-х, их было около сотни, то по данным Perseus Development Corporation в 2005 году - больше 10 миллионов.
В марте 2003, Oxford English Dictionary включил слова «блог», «веблогинг», «веблогер» в свой корпус. Увековечил.

Считается, что первые популярные американские блоги появились в 2001 году: AndrewSullivan.com, Political Wireand, MyDD— ориентированные в основном на политические комментарии. В 2002 появился блог DailyKos, пик посещаемости которого доходил до одного миллиона в день.
Новости, которые, по разным причинам не появлялись в популярных медиа, или с «некоторым» опозданием, обнаруживали себя в богах, широко комментировались и расходились по сети.
Иракская война еще больше укрепила их как роль ньюзмейкеров. Правые и левые, в американском политическом сознании того времени, перенесли свои столкновения в сеть. Это был 2003. Военные блоги, написанные прямо с места событий их участниками.
Репортажи о взрывах в Лондоне, с фотографиями, сделанными с мобильных телефонов, вначале появились именно в блогах. О том, что происходило в Новом Орлеане после урагана Катрина, так же можно было читать в on-lineовых дневниках.
В январе 2005, журнал Fortune перечислил имена восьми блоггеров к мнению которых «нельзя не прислушаться»: Peter Rojas, Xeni Jardin, Ben Trott, Mena Trott, Jonathan Schwartz, Jason Goldman, Robert Scoble, и Jason Calacanis.
Дэн Гилмор, опубликовал книгу «Мы медиа». Отражая в ней черты «народной» или «гражданской» журналистики блогов. И не только Запад, но и Восток (Корея и Япония) проявили себя в этом движении. Не так давно бывший на слуху, в связи с арестом своего президента, портал одноименной компании Livedoors провел однодневный тренинг для 200 предварительно отобранных кандидатов в «народные» журналисты. Они по идее организаторов тренинга, должны освещать события, которые слабо отражаются в «традиционных медиа». Как сообщал сайт, Japan Media Review, этот раздел портала каждодневно посещают от 250 тысяч читателей, в то время как на первый странице Livedoors фиксируется от 500 тысяч до миллиона хитов.
Влияние блогов несомненно, они выходят в зоны медиа молчания, и становятся барометром общественного мнения. Не смотря на кажущийся хаос киберпрстранства возникает некоторая иерархическая структура, в которой лишь немногие блоги становятся действительными центрами влияния и цитирования. Клэй Шеки (Clay Shirky) утверждает, что дюжина самых популяных блогов, а это лишь меньше чем три процента от всех что они обсчитывал (всего им в исследовании было проанализировано 433 блога), так вот, на них приходится 20 процентов всех входящих ссылок.
Считается что есть два параметра, по которым измеряется популярность блогов: через цитирование permalinks, и через включение ссылок в blogroll. Исследование показали что для достижения популярности после включение блога в blogroll требуется больше времени, чем через цитирование через «постоянные ссылки».
Проект MIT Media Lab «Blogdex Media Lab сканирует сеть и собирает информацию о динамике с тысяч блогов уже в течении четырех лет. Идеи как болезни распространяются в популяции с огромной скоростью. Сотрудники лабратории, говорят, что используют ссылки, как метки, которыми метят диких животных, что бы потом проследить пути их миграции, от одного веблога к другому.
Один из негативных феноменов блогосферы - это «кибербалканизация» или образование «кокона», когда обсуждение замыкается на определенных идеях и всякое отклонение игнорируется.
«Новые технологии способны усилить, причем весьма драматичным образом способность людей слышать эхо только своего собственного голоса… В системе, в которой каждый может выстраивать личную коммуникационную вселенную есть риск, что люди перестанут выражать, хотя бы личные предпочтения, не видя в этом для себя никакой пользы», - пишет Касс Санстайн (Cass Sunstein). Такой процесс может реально уменьшить разнообразие мнений в сети. А всякое уменьшение разнообразия грозить системе утратой толерантности и в общем случае - устойчивости.
Хотя, отставая свое мнение, а блоги, порой наполнены весьма едкими комментариями, автор так или иначе ссылается на оппонента и у читателя есть возможность прочесть и противоположное мнение, но как быть, если привычка цитировать вдруг будет заменена фигурой умолчания, замечает Джек Балкин (Jack Balkin) профессор права из Йеля (Yale).
Тем не менее, пока, сеть полна блогов, обсуждающих невероятное разнообразие проблем и вопросов. Немалая часть авторов, не придается критиканству доходящему до флейма, а занимается тем, что выискивает всё новое, появившееся в сети. Их рейтинг, цитирование, а значит и посещаемость, и наконец таки доходы от рекламы, в абсолютной зависимости от их умения. Другие специализируется в чем-то достаточно узком, считается, что это тоже одна из возможных успешных стратегий в блогосфре. И такие сайты просто находка для контекстной рекламы, которой так успешно, до последнего времени промышляет Google.
Так и что же нам блоги? Почему мы их пишем, читаем?
Может быть, толкуя Хабермаса, говорящего, что есть коммуникации ориентированные на успех и есть коммуникации ориентированные на понимание, условно поделить, класиффицировать блоги на те что «о чем-то» и на те что «с кем-то», комьюнити, наш знаменитый ЖЖ.
Или предположить, что всякое высказывание (как нарратив), пост в блоге – это прописанное состояние сознания, то, что здесь и сейчас, мысль. То, что определяет меня в этот момент, в момент ее появления, то, что и есть «Я». Такой незатейливый механизм идентификации. С одной стороны довольно традиционный с другой – нечто открытое, никогда не законченное, с почти мгновенным ответом Другого, почти вне времени и уж точно вне пространства.
Я пишу, и создаю свой аватар для тебя, если ты читаешь. Мы никогда не были знакомы, и у нас у нет истории.
Только письмо.
Только нарратив.
Современный человек - Фуко - чудовище признания.
Вот и пишем.
Общество неоконченного письма.