« iPod культура | Home | Дис/локация »

February 13, 2008

Уильям Гибсон «Страна шпионов»

В новом романе Уильяма Гибсона "Страна шпионов" («Страна призраков» в русском переводе) (Spook Country) действие разворачивается вокруг трех персонажей: Холлис Генри (Hollis Henry), бывшей участнице культовой рок группы, а теперь журналистки; некоего молодого человека (Тито), как пишет Гибсон, кубинско-китайских корней, он из одной небольшой группы,  занимающейся контрабандой, и торчка, переводчика, которого всюду с собой таскает, агент Браун (возможно правительственный агент). Всех троих  притягивает к себе некий контейнер. Гибсон говорит, что начав писать до какого то времени  сам не знал что там, и то что, в конце концов, оказалось внутри, порадовало его самого («ай, да Гибсон, ай да ..»).
Роман описывает события двухлетней (примерно) давности. Невероятное количество деталей.  Гибсон говорит , что раньше тратил кучу денег покупая и читая (!) журналы (речь шла о периоде написания «Распознования образов»),  чтобы быть в курсе. Когда писал «Страну шпионов», то справлялся через Google.

Есть сайт, автор которого, в свое время получил черновик (вернее часть) еще не дописанного романа, и стал делать сайт с именем несуществующего журнала (Nod), в который Холлиc Генри, должна написать статью о «локативном» искусстве.
Так вот, большинство из того, о чем написано в романе, проиллюстированно на этом сайте: фото, и ссылки.
Читать обязательно! (Перед началом каждой главы).

В романе можно выделить тематическую пару: шпионы и художники. И те и другие «добывают информацию».  Шпионы ищут и показывают спрятанное и уже невидимое. Художники  - ещё не видимое.
Вообще то, если так смотреть, то и в трилогии «Моста» и в «Киберпространстве» (от «Нейроманта» до «Burning Chrome») можно обнаружить эту пару (правда, там хакеры, вместо шпионов).

Киберпанк как расширениие, как романтика/нуар гаджетов. Тогда (в 1984, когда писался "Нейромант"), говорил Гибсон, еще можно было довольно ясно различить «виртуальную реальность» и реальность), завтра (писатель говорит о внуках) такое уже будет невозможно,  - компьютеры будут вездесущи (ubicomputering), будет казаться странным, что существовали какие-то отдельные вещи, как например «DVD проигрыватель », или собственно компьютер.

В одном из многочисленных интервью, данных Гибсоном, в связи с выходом «Страны шпионов» он высказывается в смысле, что будущее у фантастов это проекция, зеркало для  настоящего (он обсуждает «1984» Оруэлла). Т.е. будущего нет, опять его же знаменитая фраза, что будущее уже здесь, только оно неравномерно распределено.
Фантастика как «может быть» прием, как гротеск, как утопия (дистопия), но в мире, где явный избыток информации, уже без всякой фантастики, трудно локализоваться. Потерян в настоящем. Можно начать травелок прямо с этого места или с августа 2006 года («Spook country»).
Кажется что прямо пропорционально  информационной перегрузке затихала «научная фантастика». Иногда уже не отделить науку от фантазии: чтобы проверит некоторые фундаментальные утверждения (гипотезы) нужно поставить сегодня практически невозможные, из за своих масштабов, эксперименты.
В это время фэнтэзи, становится частью ролевых игр, стандартом «Dungeons and Dragons» (близится уже окончательная готовность четвертой редакции), экранизируется, испытывая искушение упроститься до комикса. А фантасты начинают писать «реалистические» романы о трендах.