« Фигурки | Home | Ma.K Modelers Showcase 4 »

November 7, 2008

Выживание с хай-тек

Из токийского метро

Вместе с технологиями мы покинули мир, в котором надо тихо сидеть в засаде, прислушиваться и красться. Кругом все гремит, монотонно жужжит или дает ритм на стыках. Этот мир не тот, в котором надо прятаться, но тот, от которого. И от информационных перегрузок, и от простого шума.

Вместе с технологиями мы покинули мир, в котором надо тихо сидеть в засаде, прислушиваться и красться. Кругом все гремит, монотонно жужжит или дает ритм на стыках. Этот мир не тот, в котором надо прятаться, но тот, от которого. И от информационных перегрузок, и от простого шума. Он не дает сосредоточиться, услышать друг друга или музыку в плеере.

iPod создает то настроение, какое ты хочешь, которое выбираешь сам. Когда слушаешь iPod, то уже изолируешь себя от мира. Звука нет. Остается только картинка, видеоряд вместе с тем, что звучит из проигрывателя в ушах. Одно комментирует, дополняет другое.
Картинка отходит в сторону, она — как карта в игре, на которую смотришь лишь краем глаза. Движешься на автопилоте, нет никого, ты один, никто не домогается вопросами, не раздражает случайно подслушанными репликами. Только то, что я хочу: мой плей-лист.

Жизнь в большом городе — постоянная дислокация. Чужое, не обжитое. iPod несет, удерживает тепло знакомого и близкого. Это не телефон, который тоже связывает, но чаще внезапным или ожидаемым, но так долго не приходящим звонком.

iPod — постоянство желаемого. Он создает одиночество, но не в пронзительном и изнуряющем метании мыслей, а в спокойном повторении, плей-листе, в ритуале восстановления одного и того же.

Пространства стираются: одна и та же мелодия звучит в «ушах» во время пути на работу. Это повторение уже слышанного — как ритуал, ритмизирование, нелинейность, цикл. В общем, по-простому это называется счастьем.

Вот только шум: он прорывается, посягает на спокойствие и внятность. Выкручиваешь громкость на максимум. И глохнешь.

Принято считать, что звук, не достигающий 85 дБ, невреден. Громкость обычного разговора (если только не в метро или на взлетной полосе) — 50—65 дБ. Но некоторые полезные одомашненные приборы, например пылесос, стиральная машина, миксер, не говоря уже о полудиких мотоциклах, уже уверенно шумят в районе 85 дБ и выше.

«Это вредно!» — видимо, говорит отоларинголог: я читаю по губам. Я люблю рок, хард-рок и знаю, что это должно звучать громко, как, впрочем, и симфонический оркестр.

Производители плееров наставляют: пусть музыка звучит не громче речи, проверяйте уровень громкости при смене наушников, не пытайтесь превозмочь окружающий грохот, теребя ползунок громкости. Вообще тише, тише и еще раз тише! Но стоит ли тогда что-то слушать? Может, просто заткнуть уши?

Именно заткнуть. То есть сначала беруши (заглушки), а потом уже в них музыка. Именно так выглядят большинство наушников с так называемым sound isolating. Как правило, довольно трудно изолировать ухо полностью. Проще его запечатать, а потом — сквозь специальное отверстие — сцеживать звук.

Если эти заглушки жесткие, то возникает ощущение, что в ушах у вас фонендоскоп. Вы начинаете слышать движение собственного тела, особенно жующей головы: все звуки, распространяемые по скелету, доходят до собственных ушей.

Но если затычка не очень жесткая, то тогда механика тела отступает. И звуки из плеера раздаются вполне отчетливо и при низкой громкости. И уже не слышно ни метро, ни объявления о том, что «поезд дальше не идет, просьба освободить вагоны», но видно, что все выходят, и можно заподозрить, что это касается и вас.

Видно. Но это только пока. Примерно неделю назад в токийском метро можно было встретить большие постеры, предлагающие воспользоваться видеомонитором, встроенным в устройство, похожее на очки. Правда, один глаз все еще свободен, он видит, что происходит кругом, но… погружение продолжается.

Скоро о том, что снаружи, можно будет узнать по сигналам с монитора. Возможно, это будет более достоверная информация, чем просто взгляд, брошенный на переплетение указателей, реклам и вкрадчивых объявлений. А пока выживаем, плотно затыкая уши, с любимым плеером.

впервые опубликовано в «Частном корреспонденте»