« Тэг состояния души | Home | Пост Аватар Депрессия »

September 14, 2009

Роман в телефоне

Жизнь жанра в интернет литературе

 «Романы на мобильниках» (keitai shosetsu).  Истории, написанные на и для сотовых телефонов, в основном, сочиненные молодыми женщинами. Понятно, что писать в окошке кейтая,  можно только простые тексты, где слова перемежаются с пиктограммами. Да и сюжет предсказуем. «Как правило это  любовныее истории , - рассказывает  Мари Куромачи, редактор издательства Star, -  Обычно, героиня теряет свою первую любовь , а затем прилагает большие усилия что бы ее найти снова. Препятствий может быть целая россыпь, но все они неизменно преодолеваются да и сами эти травмирующие события, обычно служат  средством  для того чтобы свести героиню и ее кавалера вместе».  «Обычно это истории от первого лица, без особого разнообразия», - добавляет другой редактор.
 "Я начала писать рассказы на телефоне, - рассказывает Рин, молодая 21 летняя женщина, один из популярных авторов keitai shosetsu, - еще в старшей школе, в перерывах между уроками. И что  бы другие на подумали за мной чего-нибудь странного, писала их  на телефоне. Ты пишешь рассказ, а другие думают что e-mail».
Позже Рин опубликовала свой роман на одном из сайтов, где пользователи не только печатают свое, но и читают других. Когда ее текст получил достаточно хитпойнтов от читателей, то он был напечатан в бумажном виде как 142 страничная книжка.  Он назывался «Если ты...» (Moshimo Kimiga). Lovestory  о школьниках, о том, как мальчик и девочка борются с её болезнью. Книжка разошлась тиражом в 400.000, и стала второй в списке национальных бестселлеров 2007 года.

В том же году пять мест из 10 лидеров продаж, заняли истории, написанные как keitai shosetsu, для/и на мобильнике.  Их авторы,  в основном, не профессиональные писатели, а девушки, пишущие под однословным псевдонимом, и даже после успеха, остающиеся анонимными. Они не фотографируются и не дают интервью.

 

Часто их истории написаны под влиянием сообщества, в котором, они печатаются, например, кто-то ведет сетевой «дневник» (вести дневник традиция, некоторые из них становились классической японской литературой, например, Сей Сёнагон «Записки у изголовья»), другие его читают и если им нравится, они поддерживают, вдохновляют автора на продолжение.

 
Обычно повествование делится на короткие части, что бы можно было прочесть за три минуты, т.е. примерно столько, сколько идет поезд метро от одной остановки до другой. 70 слов на главу, в основном диалоги, активное использование смайликов, картинок, обычно в телефоне их около 100 или больше. Много пустого места, для удобства читения, но если требует сюжет, активное действие, то строки уплотняются,  создавая визуальное напряжение.

Когда книжка издается на бумаге, в ней воспроизводится ритм, структура оригинального текста, написанного для мобильника.

 
Появлению такого жанра как «keitai shosetsu» способствовало  широко распространение сотовых телефонов в Японии, и хотя компьютер может быть один на семью, то телефон практически у каждого. 31 процент младших школьников, 58 процентов учеников средней школы имеют телефон, и почти каждый старшекласник имеют телефоны.

И поскольку в большинстве мест говорить по  телефону считается неприличным, то все пишут. Освоение кнопок как средства общения началось давно.  Девочки подростки начали активно писать в гаджетах еще в эпоху пейджеров, вначале 90-х,  когда сотовые телефоны не были так доступны.

Один из первых текстов keitai shosetsu, за автоством Yoshi, назывался «Бездонная любовь: история Аю». К началу 2007 года, этот роман, опубликованный издательством Starts Publishing, разошелся тиражом 2.7 миллиона, по нему был сделан сериал и манга.

Вслед за  Starts Publishing, к золотой жиле припали Goma и Asuki Media Works и в 2006 романов жанра keitai shosetsu уже было 22, а в следующем году 98. Даже безымянный автор мог разойтись тиражом 50.000 - 100.000 копий.

Читатели - это,  в основном, молодые женщины и девочки от 10 до 20. По данным исследования газеты Mainichi Shinbum: 86% старшие школьники, 75% ученики средней школы и 23% выпускников.

Конечно, часть взрослых, прослышав о новом модном жанре, купила пару книжек, но разгромная и уничижительная критика почти полностью оттолкнула от keitai shosetsu отаку. Надо сказать, что тексты, даже попав на бумагу, не прошли никакой редактуры, вышли как есть, с неправленой лексикой, грамматикой, не говоря уже обо всем остальном,  такие свидетельства живой речи, вернее письма. Некоторые называли таких «романистов» "yutori", словечко для тех, кто плохо пишет и читает, став жертвой так называемого «yutori kyouiku» («облегченного образования), системы, которая в 90-х стала попыткой снизить нагрузки на детей в школе. Одна из именитых авторов keitai shosetsu, - Kiki, - не только не училась в колледже, но и в старшей школе имела самый низший бал  по японскому.

Сайты кейтай романов, становятся теми точками, через которые можно не только высказать свое, но прочитать чужое. Читатели и писатели пресекаются, создавая единое пространство коммуникации.  Чаще всего начинают писать, что бы стать участником сообщества. Возможно, keitai shosetsu популярны потому, что это романтика из той жизни, из тех мест, где они бывают каждый день. Читателей привлекает не только содержание, но и язык, тот на котором говорят они. В этих историях, как и в комиксах,  практически нет описания и объяснения происходящего, только диалоги, почти как пьесы.

И хотя профессор японской литературы из Kanto Gakuin University  Коичиро Томиока (Koichiro Tomioka), полагает что это новая возможность для писателя стать известным, однако жанр настолько маргинален и часто неизбежно автобиографичен, что даже получив престижную награду, авторы не очень то склонны расставаться со свой анонимностью. И еще потому, что почти никто из них и не собирался становится профессиональным писателем, просто так получилось, ведь чаще всего это писалось как дневник, как попытка выговорится. Ну а все остальное сделал рынок.

В январе 2009 три японских издательства, специализирующиеся на keitai shosetsu, вместе  продали  1.7 миллиона книг.  На некоторых сайтах  собралось до 20.000 романов. Откуда издатели и выбирают тексты для бумажных тиражей. Но быстрый взлет популярности жанра постепенно идет на убыль. В прошлом году только несколько книг смогли попасть в список бестселлеров. Некоторые считают, что keitai shosetsu потеряли свою остроту и стали устойчивым нишевым продуктом.


Впервые опубликовано в «Частном корреспонденте»